?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
"Что делать"- о театре
Война на Севере
pavel_vish
v_tretyakov уже много лет ведёт свою замечательную передачу "Что делать" на Культуре. Она постепенно становится аналогом "Очевидного-Невероятного" Капицы, но тематика её существенно разнообразнее - политолого-культурологическая, так сказать, тематика.

Не каждый выпуск я смотрю, но сегодня удалось - шинковали капусту в засол всем семейством на кухне при работающем телевизоре.

Передача была посвящена театральной реформе. Уже не первый раз я слышу недовольство различных театральных деятелей этой реформой. Все их возражения сводятся , в конечном счете, к одному - оставьте всё, как есть! Не лезьте своими грязными чиновничьими руками в мир вдохновения, творчества и чуда! Что могут понимать менеджеры в этой тонкой материи, действительно…

Чиновников от культуры возмущает наличие в бюджетных театрах актёров, исправно получающих зарплату, но не играющих на сцене годами - "А вы как думали? Театру необходимы эти люди. Они своим присутствием создают ауру, которая позволяет другим подниматься на вершины творческого мастерства!"

Чиновников возмущает отсутствие прибыли у театров - "Да вы что! Грязными деньгами измерять нечто тонко-возвышенное, что неуловимо создаётся под огнями рампы, и что в состоянии оценить полтора десятка критиков!"

Ну, и так далее… Я неоднократно слышал возмущение Калягина и Табакова на эти темы. И тогда, и сейчас я вспоминал некие публицистические передачи начала 90-х, всякие пятые колеса и тихие дома, где эти и другие уважаемые люди и любимые актёры, невзирая на личности и собственную некомпетентность, лихо рассуждали на темы военной реформы, приватизации, реформ образования и здравоохранения. И с удовольствием клеймили недостатки, корни которых лежали в треклятом сталинском режиме, требуя немедленно отреформировать Вооружённые силы. Например, избавить страну от тяжёлого ига призыва , ну и тд. Всё это сопровождалось ритуальными всхлипами: "Ведь мы же налоги платим, мы же налогоплательщики…"

Разумеется, эти реформы должны были проводить новые люди- - не имеющие никакого отношения к погрязшей в коррупции армии, кровью повязанной с партийной верхушкой. "Вы что, смеётесь, да разве смогут генералы сами себя отреформировать?"- интонация давала ясно понять, что на это может рассчитывать только умственно отсталый.

Если в этих передачах и предоставлялось слово какому-нибудь адмиралу-генералу, то рот ему затыкался быстро, несмываемой краской наносился ярлык ретрограда-сталиниста - больше его, разумеется, никуда не приглашали. Пример - генерал Ивашов.

Так что ж вы сейчас-то возмущаетесь, господа актёры, режиссёры, худруки и критики? Вот он чёрный таёжный зверёк, добрался и до ваших уютных норок… Мы налогоплательщики, вы на наши налоги живёте - подчиняйтесь этим тупым чинушам, перед которыми поставлены задача оптимизации и сокращения госрасходов, этим же ваши священные коровы занимаются - Дворкович, а до него Набиуллина… Мы же подчинились тогда, в армии и на флоте - когда дело всей нашей нашей жизни, весь смысл её разрушали, да и сейчас продолжают это делать… Подчинились, в оружейные комнаты не пошли - а хотелось…

Современные театры в России существуют в системе, которую создал Сталин, видимо, любивший это искусство. Вот поэтому Станиславский и Немирович, а также прочие - Таиров, Вахтангов, Мейерхольд, Качалов… - молиться на него были готовы. До революции они существовали на пожертвования и подачки, на деньги от гастрольных чёсов по российской провинции, и только Советская власть стала оплачивать все их эксперименты и новации, предоставляя квартиры и дачи, увешивая орденами и лауреатствами… Хорошо они помнили то время, дореволюционное.

Вот так причудливо смешалась в замечательном выпуске этой передачи декларируемая на всех углах и перекрёстках ненависть к проклятому совку, явственно прозвучавшая в некоторых монологах, с твёрдым желанием сохранить своё особое место в сегодняшней России - в том числе, и в бюджете,- которое (место) может быть сохранено только в социалистическом государстве, со всеми вытекающими из этого последствиями. Например, ограничением так называемой творческой свободы.


  • 1
  • 1